Ардуино для начинающих. Урок 14. Прерывания.

В этом уроке мы поговорим о прерываниях. Как понятно из названия, прерывание это событие, которое приостанавливает выполнение текущих задач и передает управление обработчику прерывания. Обработчик прерывания — это функция. Например: если вы написали скетч по управлению мотором или просто плавно зажигаете и гасите светодиод в цикле, то нажатие на кнопку может не обрабатываться, так как Arduino в данный момент занята другой частью кода. Если же использовать прерывание, то такой проблемы не возникнет, так как прерывания имеют более высокий приоритет.

В ардуино есть прерывания по таймеру и аппаратное прерывание. Далее я подробнее расскажу что это, как это использовать и зачем оно вам нужно.

В этом уроке используется:

Отличный набор для начинающих:Купить
Arduino Uno:Купить
Инфракрасный датчик расстояния:Купить
Инвертирующий триггер шмитта:Купить
Комплект конденсаторов 120 штук:Купить

Аппаратные прерывания

В Arduino имеется 4 вида аппаратных прерываний. Отличаются они сигналом на контакте прерывания.

  • Контакт прерывания притянут к земле. Ардуино будет выполнять обработчик прерывания пока на пине прерывания будет сигнал LOW.
  • Изменение сигнала на контакте прерывания. Ардуино будет выполнять обработчик прерывания каждый раз когда на пине прерывания будет изменяться сигнал.
  • Изменение сигнала на контакте прерывания от LOW к HIGH. Обработчик прерывания исполняется только при изменении низкого сигнала на высокий.
  • Изменение сигнала на контакте прерывания от HIGH к LOW. Обработчик прерывания исполняется только при изменении высокого сигнала на низкий.

Если прерывание ожидает нажатия кнопки, то это может стать проблемой из-за дребезга контактов. В 6 уроке мы уже говорили о дребезге контактов. Тогда мы использовали функцию delay(), но в прерываниях данная функция не доступна. Поэтому нам придется подавить дребезг контактов немного усложнив схему подключения кнопки к пину прерывания. Для этого понадобится резистор на 10 КОм, конденсатор на 10 микрофарад,
и инвертирующий триггер шмитта. Подключается все по следующей схеме:

подключение кнопки прерывания ардуино
подключение кнопки прерывания ардуино

В Arduino Uno есть два пина, поддерживающие прерывания. Это цифровые пины 2 (int 0) и 3 (int 1). Один из них мы и будем использовать в нашей схеме.

Предлагаю сделать устройство, которое будет поочередно изменять яркость светодиодов в зависимости от показаний инфракрасного датчика расстояния, а по нажатию на кнопку прерывания будем переходить от одного светодиода к другому. Наше устройство будет выглядеть примерно вот так:

Использование прерываний Arduino
Использование прерываний Arduino

Схема кажется сложной и запутанной, но это не так. Мы подключаем кнопку прерывания к пину Arduino D2, используя аппаратное подавление дребезга контактов. К аналоговому пину A0 мы подключаем инфракрасный дальномер. И к пинам D9, D10 и D11 мы подключаем светодиоды через резисторы на 150 Ом. Мы выбрали именно эти контакты для светодиодов, потому что они могут выдавать ШИМ сигнал.Теперь рассмотрим скетч:

 // Назначение прерывания
int buttonInt = 0;

// Переменные с пинами светодиодов
int yellowLed = 11;
int redLed = 10;
int greenLed = 9;
int nullLed = 6;
volatile int selectedLed = greenLed;

// Инфракрасный дальномер
int distPin = 0;

void setup () {
	// Устанавливаем режимы пинов
	pinMode(redLed, OUTPUT);
	pinMode(greenLed, OUTPUT);
	pinMode(yellowLed, OUTPUT);
	pinMode(nullLed, OUTPUT);

	// Устанавливаем прерывание
	attachInterrupt(buttonInt, swap, RISING);

}

// Обработчик прерывания
void swap() {
	if(selectedLed == greenLed)
		selectedLed = redLed;
	else if(selectedLed == redLed)
		selectedLed = yellowLed;
	else if(selectedLed == yellowLed)
		selectedLed = nullLed;
	else
		selectedLed = greenLed;
}

void loop () {
	// Получаем данные с дальномера
	int dist = analogRead(distPin);
	int brightness = map(dist, 0, 1023, 0, 255);

	// Управляем яркостью
	analogWrite(selectedLed, brightness);
}

Обратите внимание на следующие моменты: Необходимо использовать ключевое слово «volatile» перед объявлением переменной значение которой будет изменяться в обработчике прерывания. Так же я добавил переменную «nullLed» для того что бы программа на определенном шаге не меняла цвет ни одного из подключенных светодиодов. Строка «attachInterrupt(buttonInt, swap, RISING);» назначает обработчиком прерывания функцию swap. Подробнее об этой функции вы можете почитать здесь.

Функция swap просто переключает текущий светодиод на следующий. Остальной скетч должен быть вам понятен, если вы посмотрели все предыдущие уроки. Это последний обучающий урок. В следующих статьях я расскажу о подключении к Arduino популярных модулей.

Ардуино